Это один из 161 пунктов хронологии в программе ‘Классические беседы’, которые мы заучиваем из года в год. Очень хороший повод поговорить с детьми.
Когда появились книги?
Как они выглядели?
Кто переписывал книги? (Обычно в монастырях занимались переписью книг. Можно вспомнить предание о Симеоне Богоприимце, который хотел исправить слово ‘дева’ на ‘жена’. У Светланы Копыловой есть замечательная песня на эту тему).
Сколько они могли стоить и много ли могли себе позволить иметь книг?
Как бы ты мог ускорить процесс переписывания книги?
Как вообще можно размножить некое изображение или текст? (Ответ ‘ксерокс’ не принимается 🙂
Немного расскажем о ксилографии.
И подведём к важности открытия Иоганна Гутенберга с наборными буквами. Эта информация есть в энциклопедии ‘Наука и техника’, которую я недавно выкладывала.
Прекрасно можно посмотреть программу ‘Галилео. Старинная Типография’.
А теперь наглядно покажем, почему же надо набирать буквы слева направо, да ещё и зеркалить.
Берём небольшую досточку и из пластилиновых колбасок выкрадываем простое слово, в котором буквы симметричны. Прокрашиваем кисточкой с гуашью. Переворачиваем и ставим отпечаток на лист. Ребёнок сразу заметит, что слово написано задом наперёд.
Спрашиваем, что же надо сделать, чтобы это исправить?
Исправили, проверили.
Теперь берём небольшое слово, в котором несимметричные буквы. Делаем как раньше, но что же мы видим. Оказывается мало набирать слова справа налево, надо ещё и буковки разворачивать.
Ну и конечно с помощью пластилина мы можем делать штампики-картинки.
Кстати, эту игру можно сделать после проекта на 16 неделе гравюры Альбрехта Дюрера.
Когда же в России появился первый станок? Оказывается при Иване Грозном. А первопечатником стал Иван Фёдоров.
Я приложила фото из энциклопедии ‘Наука и техника’ и журнала ‘Шишкин лес’, чтобы у вас был материал для чтения и потом для разговора с детьми.