Карта Древнего мира – воплощаем на ватмане!

Как оживить карту? Сделать горы из папье-маше, а пустыни из песка!

Итак, в августе 2022 года у нас прошёл лагерь для детей двух сообществ Новороссийска и Анапы.

Разместились мы в уютном кемпинге возле озера Абрау. Тема лагеря голосованием была выбрана Древний мир.

Я вам опишу как мы три дня работали над картой, а вы сможете при желании изменить, если будете просто дома только со своими детьми делать карту.

В целом работа очень масштабна, но так как детей было много, буквально выделяя по 1,5 Часа каждый день – мы с ней справились.

Берём 3 листа формата А1 и склеиваем вдоль длинных сторон.

Здесь у нас поместится Средиземное, Чёрное, Азовское, Каспийское, Мертвое море, внизу немного Красного моря, а также Персидский залив.

Первая задача – нанести моря на карту. Разделили на 6 частей и каждый ребёнок рисовал свою часть. 

Затем из папье-Маше сделали горы – Кавказские, Карпаты, Альпы, Пиренеи. В том числе Арарат (здесь у нас разместиться Ноев ковчег) и гору Синай (здесь мы разместим скрижали с заповедями).

Фломастером рисуем реки – Тигр и Евфрат, Тибр, Нил, Иордан.

Для пустыни используем песок на клей ПВА.

Дальше мы будем использовать пластилин. Дети с удовольствием делали из него фигурки, которые подходят по хронологии.

Параллельно с работой на карте ведём разговор.

Начало – почему Древний мир? 

А когда он начинается? (5508 год до нашей эры)

А когда заканчивается эпоха Древнего мира? (Если не дали ответ, то в третий день к этому вопросу вернёмся)

Вспоминаем нашу хронологию. 

Размещаем – райский сад, который по Преданию был между реками Тигр и Евфрат.

На горе Арарат размещаем Ноев ковчег.

Делаем Вавилонскую башню.

Символы Древнего Египта – пирамиды в Гизе.

На Крите можно сделать Кносский дворец.

Размещаем чудеса Древнего Мира.

На горе Синай делаем Скрижали с заповедями.

Пирамиды в Гизе, Александрийский маяк, гора Синай и скрижали с заповедями

Когда детей много, то желающих делать, например, Вавилонскую башню появляется много. Так что у нас иногда были несколько копий одного объекта. Если вы будете делать дома только со своими детьми, то решить этот вопрос легче.

Тем не менее находились те, кто не хотел лепить и взялся за раскрашивание карты акварелью. 

Вавилонская башня и райский сад

Второй день будет посвящён Древней Греции, третий день – Древнему Риму.

PS. При рисовании карты не обошлось без ошибок – оказалось две Сицилии – и мы пошутили, что если бы их было две, то не было бы Пунических войн.

Не совсем верно нарисовали Крым. Потом ещё в схеме движения Александра Македонского ошиблись. Но мне кажется, что все эти ошибки на так страшны. Гораздо важнее сам опыт и визуализация событий на карте.

День 2. Древняя Греция.

Второй день нашего лагеря должен был быть посвящён Древней Греции. Однако случилось неожиданное – ночью прошёл дождь, а карта лежала просто под деревьями. В первые 15 минут смыло пустыни, подмыло горы из папье-маше. Мы пошутили, что случился Всемирный потоп и только Ноев ковчег чувствовал себя хорошо.

Пришлось восстанавливать контуры материков, заново раскрашивать. Но дети взялись за дело.

Итак. Проговорили хронологию и выбрали из неё все, что может относиться к Древней Греции. Я заранее вынула нужные исторические карточки, и когда дети поднимали руку на подходящий пункт хронологии, я ложила карточку перед ними. Пропели штудию про греков. Размышляли, что значит полис.

Поговорили что могло быть в Темные века Греции. Конечно про Гомера и троянскую войну. Сразу несколько детей захотели слепить троянского коня из пластилина.

Отметили на карте колонии Греции. Заметили, что на месте, где мы живем, тоже были греческие колонии. Лепили корабли.

Отдельно поговорили про Спарту и Афины, Пелопоннесские войны и Греко-Персидские войны.

И отдельно про Александра Македонского. Его слепили победно восседающим на коне. Кстати, те дети, которые ходили на лепку, не боялись браться за сложные задачи по воплощению персонажей.

Возникла идея отметить на карте путь следования Александра Македонского, основанные им города (колонны из пластилина), места важных битв (огонь из пластилина).